Традиция Сама — шаманских диет у Шипибо всегда шла неразрывно с традицией церемоний аяваски. Чаще всего будущих шаманов обучали их отцы или деды. Детей забирали в обучение, кого в 6 лет, а кого в 13-14. И вместе со своими отцами те проходили диеты-сама. Чаще в уединении, в лесу, иногда рядом с деревней, если у обучающего в этот момент были дела и обязанности в деревне. Дети проходили церемонии, иногда каждый день, в течении нескольких месяцев. А затем их знакомили с Растениями- Учителями, если они были энергетически готовы. Иногда между этими процессами не было временного перерыва. А иногда проходили годы, или десятилетия. Раньше шаманы давали возможность обучения всем своим детям. И мальчикам, и девочкам, если видели в них какую-то искру Возможности. А дети, повзрослев, либо шли по этому пути, либо отказывались, в пользу обычной жизни. Некоторых, обучение, заложенное в раннем детском возрасте, настигало в виде непреложного приказа идти и лечить, уже после 40 лет. Шипибо удивительны своим умением не принуждать и ждать — что же выплывет из этой реки, из этого потока вещей и событий.
Классическая диета проходится в уединении, в лесу, в плотном сопровождении и ведении Мастером. Ограничения по питанию и поведению зависело от Растения, на котором проходилась диета и от темперамента и количества сил Мастера.
Диета проходит, на данный момент, в двух вариантах. В классической старой форме — открытие диеты церемонией аяваски, затем раз пьется настой Растения-Учителя, назначенное маэстро количество дней, один раз в день, затем перерыв в несколько дней и 3-4 церемонии, для открытия свойств Пало Маэстро или Планта Маэстра.
Другой вариант – адаптированный под требования современного мира. Диета проводится параллельно церемониям. Однако, такой метод подходит не всем Растениям-Учителям.
Нам очень повезло с родом шаманов Мауа, которые обучают нас. Они изначально были не только аяваскеро, но и Палеро. Ими было открыто, возможно заново открыто, потерянное в предыдущих поколениях знание растения Нуйа Рао, или в испанской транскрипции – Пало Воладор, дерево для полета.
Именно через него, как через свое родовое Пало они ведут свои церемонии, исцеление пациентов. Большинство икарос, которые шаманы рода Мауа используют в своей работе, в церемониях, именно икарос Пало Воладор.
Мауа считают, что Нуйа Рао олицетворяет Свет всего мира – «Luz del Mundo», или «Ани ныты» на языке Шипибо. Как говорил маэстро Бенхамин, один из старейших в роду Мауа про Пало Воладор – «Camino de verdad y Luz del Mundo», Путь правды и Свет всего мира.
Шипибо работают со многими Растениями Учителями (Плантас и Палос Маэстрос), такими как Нуйа Рао, Чучуваси, Шиваваку, Уайракаспи, Аяхума, Манчинга, Бобинсана, Чири-Сананга, Мароса, Ахосача, Сача-Хергон, Мукура, Сангри-Васка, Сангрия де Града, Пиньон Колорадо, Пиньон Бланко, Ренакийа, Планта де Вида, Тантырау, Суэльда кон суэльда, Тангарана, Каме Ринако, Пири-пири и многими другими…
Спасибо нашим маэстро — Хорхе, Паскуалю, Бенхамину, Мануэле, Хильберто, а также Хорхе Гонсалесу, маэстро Марсиуалю. И всем тем Растениям-учителям, которые теперь с нами и Матери-природе, которая породила все это великолепие и многообразие!
В Амазонском шаманизме есть особая ветвь — знания шаманов-Палеро. Палеро связанны со всей природой сельвы, но особенный контакт они имеют с так называемыми Растениями-Учителями, большими деревьями, обладающими особым духом. Дух этих растений обучает, лечит и ведет практикующего, и, впоследствии, если ученик прошел все испытания этого пути, то дух растения, на которое ученик проходил диету, помогает лечить пациента.
Палеро могут использовать аяваску в своем лечении пациента, а могут и не использовать — это их личный выбор и нюансы выработанного метода. За их плечами стоят Пало — Большие деревья, обладающие духом. И десятки диет.
Приходит время и ученик готов. Готов к следующему шагу по пути Растений-Учителей. Путь церемоний, путь аяваски открывает врата, очищает разум и дает навыки следования Пути. И если путь открыт — то в этот момент появляется Мастер. Мастер следующего этапа — изучения силы и знания.